Технопарки региона - отсутствие промышленной политики или некомпетентность?
Явная картина развития Тульского региона -это невозможность представить промышленность области в виде единого промышленного комплекса. Одна часть, включающая в себя ТЭК (полностью стагнирующий и нежелающий меняться кластер , живущий по принципу – «У нас и так все есть!», постоянно прирастающий количеством работников и размерами тарифов), часть ВПК (на волне мирового кризиса перепроизводства эта отрасль имеет явные перспективы опережающего развития, тем более реклама Российского оружия в Сирии создала многомиллиардный задел спроса на продукцию Оборонпрома, к сожалению краткосрочную на 3-4 года) и сырьевое производство (слава богу – наш регион небогат сырьем, поэтому перспективы интенсивного пути развития сохранены).
Вторая часть комплекса представлена гражданским сектором промышленного производства, ориентированным в основном на внутренний рынок. Низкая рентабельность предприятий данного сектора обусловила значительную убыточность бизнеса, а это во многом средние по масштабам предприятия и малый бизнес. При сохранении нормы накопления в стране 20 %, ограниченности имеющихся производственных мощностей для инновационной модернизации, предлагаемых инвестиционных ресурсов достаточно только для выживания последних.
Отдельно от всех стоят гиганты металлургии и химической промышленности, не подходящие ни к одной из вышеперечисленных групп и ведущие полуавтономную хозяйственную деятельность. И их наличие не является заслугой ни одной из администраций региона.
Какой же должна быть промышленная политика Региональных властей , адекватная современным условиям?
Во-первых, в среднесрочной перспективе она (политика) должна стимулировать решение общегосударственной задачи импортозамещения, но не путем увеличения количества директив и обсуждений с последующими громкими выводами и лозунгами, а конкретными законодательными шагами, программными преференциями и пр.
Во-вторых, по структуре и содержанию промышленная политика должна быть одновременно единой, но многоуровневой в процессе реализации, вплоть до пошаговой инструкции с привязкой к временным периодам, с наличием ответственных лиц (чиновников) за полное выполнение каждого этапа программы. Исключить коллективную ответственность за срыв выполнения принятых директив, иначе опять получим «замыливание» итога работы. Опять получим вечное «в процессе выполнения». Отвечать за состояние проекта всегда должен один человек!
В-третьих, необходимо создание в регионе координационного центра промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти.
В-четвертых, важно создать реально функционирующую вертикальную систему: Федеральная программа импортозамещения – регион – предприятие.
В-пятых, смена курса на ускоренную модернизацию промышленности, которую невозможно производить «фасадно». Главной целью модернизации должен быть выпуск конечного высокотехнологичного и востребованного продукта, желательно экспортно-пригодного, а не освоение бюджетных средств путем рытья котлованов и увеличения площадей.
В рамках промышленной политики Тульского региона считаю уместным :
- Создание «Наукограда» на базе имеющихся технических и научных кадров предприятий оборонной, химической и металлургической промышленностей региона. Потенциал кадров присутствует и в профессорско-преподавательском составе ряда закрытых кафедр (оборонных) Тульского Государственного Университета.
Это громкое название подразумевает некий коллегиальный орган оценки текущего уровня развития промышленности региона, её наукоёмкость и технологичность. На базе этой профессиональной оценки возможно будет уже выработать правильную стратегию развития. Мы наконец-то поймем:
а) чего не хватает для имеющегося промышленного кластера (конкретные технологии, специфичное оборудование нового поколения и прочее), б) какой новый сегмент рынка мы сможем освоить на основании имеющихся промышленных мощностей. - Вычленить из предприятий оборонного комплекса смежные производства , не имеющие степеней секретности , но продукция (вид продукции) которых используется на нескольких предприятиях региона. Создание отдельного типа производства с уже готовым рынком сбыта (те же оборонные предприятия) – это просто царский подарок для среднего бизнеса, весь промышленный потенциал которого ограничен на настоящий момент сварочно-распилочными работами (очень низкий уровень производства и станковооруженности).
Это и будет стимулированием развития малого инновационного бизнеса в сфере промышленного производства (кроме того, необходимо будет предпринять на практике и «лозунговые» шаги - оплата лизинга оборудования, снижение ставок рефинансирования до 5–10 %, подготовка технических кадров для малого бизнеса в промышленности). - Совершенно непонятны на сегодняшний день функции Министерства промышленности и топливно-энергетического комплекса. Вся деятельность огромного аппарата ограничена сбором статистических данных и организацией громких мероприятий-посещений всяких слетов, конкурсов, титульных встреч…… Ну смешно просто. Что-то надо срочно менять в должностных инструкциях этого номенклатурного сегмента. Так и хочется задать вопрос: - А планировать , и именно в краткосрочной перспективе (чтобы был виден результат еще в процессе существования должности либо подразделения), развитие Региона не пробовали? И ответы как-то напрашиваются:
– создайте отраслевые региональные инвестиционные фонды, направленные на развитие приоритетных отраслей промышленности (и эти приоритеты для региона должны определить именно Вы), определяющих перспективные направления развития региона в межрегиональном разделении труда;
- простимулируйте предприятия не только материально, но и научно-технической базой – никто не пробовал еще объявлять конкурс на освоение нового вида продукции с частичной финансовой подпиткой. Возьмите на себя функцию обеспечения минимально -рентабельного уровня востребованности высокотехнологичного продукта (как минимум предприятиями региона, округа и пр.). Статистических данных для определения подобных научно-промышленных приоритетов у вас сверхдостаточно.
И вот наконец-то мы пришли к столь популярному понятию, как «ТЕХНОПАРК». Порой пугает их «броуновское» возникновение чуть ли не в каждом дворе. Очень хочется надеяться , что не во всех случаях произошло просто очередное целевое освоение бюджетных средств, а именно с их участием создаются подобные новообразования. Учить Управляющие компании основным признакам необходимости создания технопарка в определенном месте, вероятно, уже поздно, но напомню:
- удобная транспортная инфраструктура, в т.ч. равноудаленность от предполагаемых контрагентов согласно специфики технопарка, либо приоритетная территориальная привязка к определенного рода сырьевой базе;
- достаточная энерговооруженость территориии, в т.ч. и с учетом перспективного роста потребления энергоресурсов;
- достаточная ресурсность профессиональной рабочей силы согласно специфики технопарка.
Между тем, основным слабым звеном стали горизонтальные отношения в технопарке между резидентами. Порой кажется , что про этот принцип никто и не вспоминал, а ведь специфика состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции. А в действительности идет просто сдача площадей в аренду под красивой вывеской очередной федеральной программы. Ну а про стратегическое и оперативное планирование, целиком и полностью находящиеся в ведении Управляющих компаний, вообще говорить не приходится. Хотя идея технопарков , как таковая , выглядит перспективно именно для нашего Тульского региона, но не в качестве девелоперских проектов (т.е. строительство ради самого процесса строительства).